Конструкции большинства типовых современных туристических палаток созданы по принципам древней кочевой архитектуры различных стран и народов, выработанные многовековой эволюцией и приложенные к современным материалам, требованиям, специфике запросов современного путешественника и усовершенствованные новейшими научно-техническими открытиями.
Кочевой образ жизни вырабатывал оптимальные параметры жилищ, полностью отвечавшие требованиям природно-климатической среды, особенностям жизненного уклада, характеру строительных материалов той или иной географической зоны. Кочевое жилище жителей Сомали, переносные дома Зулусов, сборные палатки северно-африканских кочевников и палатки кочевников Туниса, Сахары, жилища кочевников-оленеводов Скандинавии, Камчатки, Сибири, иглу народов севера из шкур и даже ледяные иглу, индейские типи, чукотские вигвамы, кочевые юрты и палатки туркмен, тюрков и монголов – все это прекрасные образцы кочевой архитектуры, отточенные тысячелетиями. Их формы вносят разнообразие в культуру приспособления к экстремальным природно-климатическим условиям планеты, жестким воздействиям различных стихий, таких как солнечная радиация, изнуряющая жара и морозы, сильные ветры, снежные заносы, песчаные бури.
Монгольская кочевая архитектура сложилась в условиях лесостепной полосы Евразии. Центральная и Средняя Азия, на которой обитали тюрки и монголы, богата степями, пологими склонами, открытыми всем ветрам, на которых в изобилии растет трава, пригодная в пищу домашнему скоту. Кочевник-скотовод делает свое жилище из продуктов животноводства, защищаясь от холода войлочными стенами, приспосабливает вес юрты к грузоподъемности выносливых верблюдов. Степи Центральной и средней Азии изобилуют травостоем, обеспечивая домашних животных кормом круглый год. Верблюды и овцы, кони и быки жили в симбиозе с кочевником, поставляя ему пищу, одежду, строительные материалы, обеспечивая рабочей силой, во многом определяя быт и уклад жизни человека. Даже маршрут путешествий кочевников определялся условиями выпаса скота.
Под влиянием климатических условий и ландшафтных особенностей Средней Азии сложился бытовой уклад жителей степей. Вечные странники, неутомимые исследователи, бдительные защитники своих земель, отважные воины, истинные хозяева Азии, живущие в полной гармонии с климатом, флорой и фауной матери-земли, они знали о походах и жизни в природе так много, что современным путешественникам, выезжающим в степь из привычной городской среды, есть чему у них поучиться.
Превосходный образец мобильной архитектуры, юрта может трансформироваться в зависимости от динамики природы: температуры воздуха, солнцестояния, направления ветра и хозяйственных нужд. Внутреннее пространство юрты предусматривает эти изменения.
Строгие безупречные формы, простые правила сборки и разборки, четкие пропорции, строительные материалы и вес юрты полностью отвечают требованиям климата Азии, возможностям кочевника, условиям транспортировки. Материалы юрты кочевников созданы самой природой. Легкий деревянный каркас, теплый овечий войлок вокруг. Существовали юрты, вмещавшие в себя 50 – 100 человек – огромные переносные дворцы. Иногда они достигали таких размеров, что вмещали 500 человек, такие разборные дворцы принадлежали монгольским ханам.
Вес типовой монгольской юрты, рассчитанной на 8 -10 человек, вместе с переносной мебелью и утварью, достигает 300 – 400 кг – максимальный груз, который может нести на себе один здоровый молодой верблюд. Высота типовой монгольской юрты составляет 3,5 – 5 м, диаметр юрты 4,5 - 8 м. Жилище возводится на новом месте за один час.
Установка юрты происходит на освещенном солнцем месте. Сначала выстилается круглый деревянный пол, на который по периметру устанавливаются стены-решетки. Каждая решетка складная – она состоит из плоских реек, скрепленных между собой кожаными ремнями. Получается клетка, которую можно сжать гармошкой или растянуть до нужного размера, регулируя тем самым высоту юрты. Стены, плотно связанные друг с другом, образуют цилиндр диаметром 4,5 – 8 метров.
На юге или юго-востоке в остов цилиндра вплетена дверь, открывающаяся навстречу солнечным лучам. По центральной оси цилиндра возводят столб высотой до 5 метров, он поддерживает небольшое верхнее кольцо, служащее дымовым отверстием готового жилища. Затем деревянные жерди (примерно 60 штук) втыкаются по центру в дымник и пониже в большой круг, образованный верхним краем стен. Таким образом, образуется крыша - свод в форме усеченного конуса с отверстием для дыма посередине. Эта форма применялась в лесостепных зонах, а в открытых степях жерди немного сгибались, придавая крыше степной юрты куполообразную форму.
Сверху пол, стены, купол юрты выстилают легким и чрезвычайно теплым овечьим войлоком. Благодаря натуральной овечьей шерсти внутри монгольской юрты сохранялся оптимальный температурный режим в любое время года. Кроме того, для поддержания комфортного микроклимата юрта оснащена продуманной вентиляционной системой.
Дверь, настежь открытая солнечному свету в теплое время, повернута в сторону, обратную основным направлениям ветра в степи, что защищает от снежных заносов зимой и холодов. Верхнее центральное окошко может быть открыто как дымоотвод в процессе разведения костра и закрывается войлочным же покрывалом, чтобы сохранить тепло на ночь и спрятаться от дождей и ветра.
Дымник - тооно, как сами монголы его называют, окружен культовым почитанием и мифическими сказаниями. В теплый ясный вечер, когда все дела по хозяйству завершены и нет необходимости защищаться от набегов соседей, кочевники собирались внутри юрты вокруг костра, слушали древние легенды, а затем безмолвно наблюдали за движением звезд в отверстие тооно, постигая красоту бесконечности. Столб, на котором крепится тооно, определяет вертикальное направление внутри юрты. Центральная вертикаль предстает перед нами, как космическая ось, которая соединяет все горизонтальные малые миры, а дымовое отверстие – как высший, духовный мир, обитель Богов, которую лишь отчасти могут узреть земные жители степей.
Тооно явился прообразом куполов в храмовой архитектуре различных культур. Открывающий взорам вид звездного неба изнутри и испускающий дым наружу, он производил на кочевника потрясающее впечатление.
Символы, которые рождались в голове у первобытного человека, ложились в основу символики культовой архитектуры. Изнутри купол современных храмов выглядит как модель небесного свода, призванная напоминать о том, что посвященный (изначально любой человек, вошедший внутрь храма) может обрести сакральное знание, направив внимание по вертикали ввысь – “в небо”. Снаружи купол символизирует огонек – горение, которое происходит в душе человека, занимающегося духовной практикой. Обратите внимание на позолоченные маковки православных храмов – в них этот огонь проявлен наиболее образно. Подобно тому, как путники издалека могли определить, горит ли огонь в юрте по дыму, исходящему из тооно, Верховная Личность может услышать нашу молитву, как огонек, горящий в душе подвижника.
Ориентация по сторонам света юрты и ее основных элементов тоже постепенно приняла в сознании степных философов сакральное значение. Яркий монгольский орнамент, покрывающий юрту снаружи, представляет собой в плане четкий крест, концами направленный строго по сторонам света. Строго по сторонам света располагались рисунки, символически обозначавшие различные природные стихии. Внутри юрта делилась на 12 частей, которые соответствовали 12 месяцам и 12-ти годичному циклу восточного календаря. Каждый сектор был орнаментально представлен животным восточного гороскопа. Как в огромных космических часах, за 12 лет в юрте происходило постоянное непрерывное движение.
Скольжение солнечного луча, проникавшего сквозь тооно внутрь юрты по стенам, полу и потолку, минуя календарные засечки, нарисованные заботливой рукой какого-то монгольского шамана. Изменение положения звезд на видимом в отверстии кусочке неба. Перемещение самой юрты по степным пастбищам Азии, подчиненное годичному циклу. Пропорции тооно, число жердей, высота стен и купола были подчинены не только масштабу человека, но и ритму движений. Обилие орнаментальной росписи интерьера монгольской юртыотражало эти движения, помогая кочевнику определять время суток, года, строить распорядок дня. Знаково, как в иконописи, на стенах юрты наглядно представлена вся философия и космогония тюркских и монгольских народов.
Философия, которая раскрывается нам в орнаменте тюркско-монгольской культуры, удивительно созвучна с философией китайского устройства жилища – фен-шуй. Они настолько похожи, что их можно рассматривать как различные части одной культуры. Ведические правила ориентации жилого пространства – васту, разработанные древними кочевниками европейского происхождения - Ариями, влияние которых распространялось на запад до Ирландии и на восток до Ирана и Индии, тоже перекликаются с принципами азиатской архитектуры. Это не удивительно, ведь статичная архитектура оседлых народов развивалась как ответвление от мобильной архитектуры более древних кочевых групп. Созданная в соответствии с условиями природы, архитектура древних путешественников раскрывала универсальные принципы бионики настолько объемно, что этого с лихвой хватило и на развитие стационарных архитектурных форм, и на открытие законов движения энергии внутри помещений, и на создание символики культовой архитектуры. Практическая целесообразность заставила подчинить размеры кочевых домов единому модулю, разработав принципы золотого сечения. После того, как народ стал предпочитать оседлый образ жизни, избегая сложно организованного, но романтичного быта кочевников, многие принципы мобильных биоархитектурных систем были утрачены, сохранившись лишь в традициях фен-шуй, васту, проглядывая в памятниках старины. Нынешние кочевники знают об этом не много – все чаще стали они пользоваться готовыми фабричными палатками, заменяющими типи, иглу, юрты и вигвамы.
Современное промышленное изготовление палаток – это другая ветвь мобильной архитектуры, которая успешно развивается, обеспечивая путешественников комфортным жильем, которое может весить меньше 3-х кг. Туристическая индустрия работает на постоянное совершенствование систем вентиляции, переноса, установки палатки, водо- и теплоизоляции и других параметров, обеспечивающих комфорт в жестких климатических условиях. В наше время для путешественников, попадающих в лоно природы не тронутой цивилизацией, стал актуальным вопрос о сохранении там естественных условий. Для этого стоит изучать законы организации жилого пространства кочевых народов мира.
Настоящий прообраз современных туристических палаток – это древние монгольские матерчатые палатки, которые служили временным пристанищем кочевников, более мобильным и легким, чем постоянные войлочные юрты. Они применялись для кратковременных военных походов, набегов, массовых сборов. Зачастую это были шатры, вмещавшие в себя до 500 человек. Эти палатки красочно украшались снаружи ярким восточным орнаментом и великолепно продуманным дизайном интерьера. Азиатский стиль отличает чистота цвета, натуральная палитра и четкость графики. Монгольский орнамент растительной и животной тематики отличается простотой геометрических форм. Изображения зверей, птиц, трав и цветов у кочевников Азии вписаны в строгие и простые геометрические формы, раскрашены в соответствии со строгими правилами, определявшимися монгольской живописной традицией. Самобытный монгольский стиль подчинен единому модулю, подчеркивающему пропорции палаток, шатров и юрт. Символическое значение каждого цвета придает орнаменту кочевников ритуальный характер.
Такие архитекторы, как Ле Корбюзье, Мис Ван Дер Роэ, Антонио Гауди искали в архитектуре возможности для мобильности и трансформации, органичного соседства людей с красотами Земли. Если обратиться к кочевой архитектуре, то можно многое понять про мобильную архитектуру, вписанную в условия живой природы и живущую в гармонии с лесом и животным миром планеты.