Храм Джаганнатхи в городе Пури (Шри Мандир)


 
Храм Джаганнатхи в городе Пури вечером

Храм Джаганнатхи в городе Пури вечером рис / фото 1

В Индийском городе Пури проживает не более 80 тысяч человек, однако он является крупным центром паломничества и туризма. Прежде всего, он знаменит тем, что там находится внушительных размеров и потрясающей архитектуры храм, настолько древний, что дата его основания затерялась в летах. Летопись, которая велась на пальмовых листьях -  вот и весь источник информации на этот счет.  Жители города  называют это место Шри Мандир. Во всем мире храм больше прославился под названием Джаганнатха Пури.
Храм Джаганнатхи в Пури потрясает своей лаконичностью и совершенством форм. Китайские пагоды, купола мусульманских мечетей, египетские пирамиды и  пирамиды майя, сказочные соборы Антонио Гауди – структура всех этих прекрасных строений напоминает нам этот древний храм Господа Джаганнатхи. Гармония живой природы настолько ярко выражена в его форме, что поневоле поверишь в древнюю легенду, что этот храм построен был с божественным участием.  Этот храм является как бы уроком на пути изучения и художественного осмысления живых природных форм, доведения их до образности и  как следствие - создания безупречного архитектурного стиля, шедевра архитектурной бионики. Внешне ярко выраженная физическая легкость природных форм храма Джаганнатхи при больших возможностях  сопротивляемости механическим воздействиям; ритмично развивающееся пространство, отличающееся многоплановостью и прозрачностью, которая способствует глубоко проникающему визуальному наблюдению и целостному восприятию; структуризация пространства; чередование различных форм, структур, ритмических композиций – вот те параметры, что отличают храм Джаганнатхи в Пури  и создают  молитвенный настрой многочисленным посетителям, пришедшим на поклон своему божеству. Интерес к пропорциям в архитектуре в наше время несколько утрачен. Теперь методику применения золотого сечения следует разрабатывать заново, однако в древности люди знали и широко применяли формулы божественных пропорций, особенно в строительстве храмов и ритуальных построек.
Принципы бионики выражены и  в ландшафте самого города Пури. Очертания Пури напоминают огромную морскую раковину, выброшенную волной на берег Бенгальского залива. Жемчужина мировой архитектуры, находящаяся внутри этой раковины, является средоточием жизни всего города, главной святыней, привлекающей ежедневно несколько тысяч паломников со всего света. Шри Мандир, или Джаганнатха Пури расположен на возвышенности холма Нилгири, что в переводе  с хинди означает “синий холм”. Ландшафтное расположение продумано очень здорово – находясь на таком возвышении, Шри Мандир потрясает своим величием. Самая высокая башня этого храма достигает 215  футов.  Шпиль, что венчает это строение, виден в городе на расстоянии многих миль вокруг. На нем развевается огромный флаг, прославляющий  трансцендентную энергию Господа.

Храм Джаганнатхи в городе Пури

Храм Джаганнатхи в городе Пури рис / фото 2

Золотое сечение, послужившее профилем большинства птичьих  яиц, легло в основу симметричной конструкции четырех башен, составляющих ансамбль Шри Мандира. Это обеспечило удивительную прочность храму Джаганнатхи, настолько древнему, что последняя его реконструкция производилась в 1 веке н. э., а последнее обновление деталей осуществили в 13 веке царь Чхандоганги Дэва и его преемник Анагабхима, о чем повествует летопись, издревле ведущаяся монахами храма на пальмовых листьях. Центральный алтарь состоит из четырех строений. Бхога Мандир - “храм пищи”- предназначен для приготовления вегетарианской пищи, которую индусы по традиции предлагают божествам. Каждый день в этом храме монахи готовят  “бхогу” – пищу для бога. Ежедневно 54 блюда предлагается владыке вселенной Джаганнатхе, его старшему брату Балараме и их младшей сестричке Субхадре. Пища, предложенная божествам, - маха-прасад - ежедневно раздается тысячам людей, пришедшим поклонится богу или просто наесться. Таким образом, индусы воплощают в жизнь закон милосердия, а храм на деле оправдывает статус священного места. Раздача священной пищи в Индии считается проповедью, которая невербально сообщает благую весть. Отсюда и название “маха-прасад” – священная пища.
Второе помещение называется Ната Мандир. Это большой танцевальный зал, где люди танцуют и поют во славу Джаганнатхи. Пение священных мантр и экстатичные танцы – вот то, с помощью чего в этом храме люди стараются раскрыть в себе божественный аспект.
Третье строение предназначено для принятия святого духа непосредственно от Господа Джаганнатхи. Этот ритуал под названием “даршан” является индийским сакральным таинством, открывающимся не каждому, однако посвященному через даршан Джаганнатха дарует милость и помогает на пути духовного роста.
Самая главная башня ансамбля по праву признана высочайшим строением во всей Ориссе. Она носит название Бададевала. Ее по периметру окружают две соединенные друг с другом стены. Внешняя стена составляет 665  футов в длину и 644  фута в ширину. Внутренняя стена – 420  футов в длину и 315  в ширину. Наличие сразу двух стен имеет символическое значение. Издревле храм Джаганнатхи тщательно охранялся от чужестранцев. И по сей день туда разрешено входить лишь индусам. Правда, вскоре  положение может измениться. За последний век многие храмы в Индии открыли свои двери для паломников всего мира по мере экспансии индийской культуры в Европу. В стенах, окружающих самое высокое строение храма Джаганнатхи Пури, по четырем сторонам света расположены ворота. Такая схема является традиционной для восточной культовой архитектуры. Раньше представители четырех разных сословий входили через разные ворота, согласно другой традиции, существовало четыре пути к Богу, и каждому человеку предписан свой путь, а значит и свой вход в храм. Четыре пути восхождения к одной вершине - форма египетских пирамид - еще один пример, символизирующий тот же принцип. Этот же символ содержит в индуизме изображение мандалы - четыре входа, ведущие в центр круга, как в источник мироздания, средоточие покоя во вселенной.
Восточные ворота называют

Храм Джаганнатхи в Пури

Храм Джаганнатхи в Пури рис / фото 3

Симхадвара – “Львиный вход”, северные врата именуют слоновыми, на западе расположены тигровые ворота, а на  юге - лошадиные. Ежедневно через эти ворота тысячи людей проходят внутрь, где могут увидеть мурти Джаганнатхи, Баларамы и Субхадры.
Джаганнатха возвышается на своей Ратна Симхасане и кажется величественным. Сам Джаганнатха составляет приблизительно 5  футов ростом, плюс Ратна Симхасана тоже около пяти футов вышиной. Баладева, как старший брат, повыше - 6  футов, Субхадра, как самая младшая, 4  фута. В дни великих празднеств божества тщательно наряжают и катают в колесницах.
Существует предание о том, как был проявлен необычный облик, который имеют Божества. Огромные глаза, отсутствие рук и ног, круглая форма тела - простые, четкие очертания, во вкусе современного дизайна. Яркие, локальные цвета, наносимые в соответствии со строгими предписаниями. Тело Джаганнатхи традиционно черного цвета, Баларама - белого, а Субхадра желтого цвета. Как повествуют писания, этот образ был создан самим Господом, явившимся под видом старого скульптора под именем Ананта Махарана. Он пообещал изваять мурти из огромного куска дерева, отмеченного знаками раковины, диска, палицы и лотоса. Он поставил условие, что никто не зайдет в храм в течение 21 дня. Прошло 14 дней, но из храма не раздавалось ни единого звука. Царь Индрадюмна не выдержал и ворвался в храм. Скульптор бесследно исчез. А вместо куска дерева возвышались странные скульптуры без рук, без ног, с огромными круглыми глазами и широкой улыбкой, они как будто потешались над яростью великого Индрадюмны. Из отчаяния Индрадюмну вывел вещий сон, в котором к нему явился Джаганнатха со словами: “У меня нет материальных рук и ног, но своими трансцендентными чувствами я принимаю все, что предлагают Мне преданные. Если же ты хочешь служить мне с роскошью, то иногда можешь украшать меня золотыми и серебряными руками и ногами. Но помни, что мои члены – украшение всех украшений ”. В праздники к телу Джаганнатхи и его спутников приставляют ручки и ножки, в добавление к пышности его нарядов. Образ Джаганнатхи отточено прост и изящен, как и   образ храма, в котором он пребывает. Форма храма Шри Мандир и форма самого Джаганнатхи, кажется, подчинены единому модулю, имеют общий дух, наполненный мощью иных веков.

 
Метки текущей записи:
 
Статья прочитана 618 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
 
Страницы
Архивы
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами