Барселона Гауди: Винные погреба в Гаррафе – красота конструкций


 

Параллельно с этим доходным домом, между 1895 и 1901 годами, Гауди строит в Гаррафе революционное по своей форме здание, преодолевающее барьер стилистической и традиционной обусловленности конструкции. Возможно, что ни к чему не обязывающее, лишенное какого бы то ни было пафоса назначение постройки – хранилища увеселительных напитков - дало возможность фантазии автора развернуться в полной мере и дать отпор произвольным влияниям отжившего, осознать форму в чистоте конструктивной красоты. Кроме того, соавтор этого проекта Гауди – Франсеск Берингер – смог реализовать стремление Гауди найти идеальную форму воплощения его идеи. Конструктор по образованию, талантливый смелый и грамотный инженер, Берингер вместе с Антонио Гауди работал над созданием проекта, раскрывая ему законы архитектурной бионики. Гауди жаждал применять законы физики и механики для рождения новых образов и производства крепких каркасных структур. В дальнейшем он смог развить свое видение формы и реализовать на практике синтез интуитивных прозрений и математического расчета. В итоге этой напряженной игры Гауди сделал много открытий, универсально применимых как в строительном искусстве, так и в проектировании типовых зданий.

Антонио Гауди: Винные погреба в Гаррафе

Антонио Гауди: Винные погреба в Гаррафе рис / фото 1

Начиная с винных погребов в Гаррафе, все ярче проявляется индивидуальный стиль Антонио Гауди. Дизайн этого трогательного строения отличает яркость и подчеркнутая открытость конструкций, акцентированная непритязательным натуральным песочно-серым оттенком гаррафского камня, из крупных обтесанных блоков которого оно сложено. Невысокие, вписанные в треугольную форму арки прорезают фасад там и тут, напоминая случайным образом скомпонованные входы в пещеру. Кладка из камней разной формы и наклон крыши рождают образ крутого горного склона, внутри которого какое-то сказочное существо сделало себе уютное жилище. Винные погреба – это, по сути, выдержанная по стилю хозяйственная постройка, напоминающая норку хоббита. Словно вырезанные в треугольной каменной горе, наклонные линии входов подчинены тому же углу наклона, что и сама гора.
Греческий крест и колокол на крыше напоминают о христианской доминанте в творчестве каталонца и подчеркивают общий готический характер здания. В пластических сочленениях винных погребов зарождаются принципы неоготики.
Сложная форма притягивает взгляд, рождает живые ассоциации, она радостна, игрива. Созданная по законам бионики,  рождаясь из физических расчетов, по силе воздействия на сознание она способна соперничать с самой природой.
Здесь от архитектора не требовалось воздержания в художественных средствах, как в католических строениях предыдущего периода, и его форма соответствует земному назначению постройки, отнюдь не близкому отречению и аскезе. Но чувство разумной сдержанности, развитое в работе над колледжем Святой Терезы, навсегда становится мерой вкуса у Гауди. Никаких ярких цветов здесь – только естественная фактура камня и дерева. Никаких дополнительных украшений, налепленных на стены – только безупречная красота конструкций. Очень хорошо проработана изящная форма вообще и выверено место каждой функциональной детали внутри этой структуры. Таким образом, Гауди уходит от стереотипных навязанных решений, замаскированных живописным декором. В этой работе он осознанно отказывается от украшений, чтобы, проработав форму, вернуться к ярким цветам, керамике, витражам, ковке и пластическим лепным украшениям в своих зрелых работах.

Винные погреба в Гаррафе

Винные погреба в Гаррафе рис / фото 2

Уже не отвлекаясь на декоративность, Гауди становится широко мыслящим пластическим конструктором. Это становление архитектора в истинном смысле слова. Подчинив себе конструкцию, он работает с ней, лепит из нее то, что ему надо, ломает устоявшиеся рамки в поисках расширения возможностей архитектуры, создает новые стили, не обусловленные застоявшимися рамками. Подобно монаху, недавно обретшему свой путь и, опасаясь нарушить хрупкое равновесие, не поднимающему взгляда на женщин, Гауди, изучая пластические законы, в проекте винных погребов отсекает все, что не является необходимым, не поддается соблазну  декоративного дизайна, чтобы в дальнейшем его покорить.

< < читать статью с начала или читать статью дальше >>

 
Метки текущей записи: ,
 
Статья прочитана 520 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
 
Страницы
Архивы
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами