Барселона Гауди: Колледж ордена Святой Терезы – лаконичность и аскеза.


 

После пышущего богатством Дворца Гуэль, следует здание, возведенное в условиях строгого ограничения средств. В результате этого строительства за 2 года на улице Гандущер в Барселоне появляется лаконичное здание в стиле мудехар. Его назначение соответствует простоте и скромности, с которой оно выполнено. Ему суждено стать Колледжем Святой Терезы, который основал  Энрик д’Уссо.

Колледж ордена Святой Терезы Антонио Гауди
Колледж ордена Святой Терезы Антонио Гауди   рис / фото 1

Кроме ограниченности средств, Гауди был обусловлен здесь тем, что ему пришлось исходить из начатого другим архитектором строительства. Ничем не облицованная кирпичная кладка, необработанный красный камень, массивные деревянные ставни – таковы тяжеловесные, неприступные фасады, слегка облегченные узкими параболическим арками. Монументальное, стремящееся ввысь оконными проемами, своей внушительной сдержанностью оно подобно самим монашкам терезианкам, для которых оно предназначено. Параболическая арка входа увешана коваными воротами, решенными в стиле барокко. Ковка с растительными сюжетами дополнена эмблемой Ордена Святой Терезы. Женский символ жертвенной любви – пронзенное сердце – обозначает духовные страдания Девы Марии. Дверная решетка увенчана удлиненным ажурным крестом. Никаких излишеств и хаоса, подобного входу в богемный дворец Гуэль, символом защиты входа от злых сил здесь служат лишь острые шипы, пронизывающие сердца, отрекшиеся от мирской суеты.
Внутри царствует тот же дух отречения от всего мирского. Аскезу Гауди выразил в отказе от ярких цветов, сложных причудливых форм. Ограничившись минимальными художественными средствами, Гауди не жертвует чувством прекрасного. Суть аскезы состоит не в отказе от стремления к красоте и гармонии, напротив, сам акт аскезы утверждает метафизическую ценность прекрасного, необусловленного материальным изобилием.
Самодостаточные безупречные формы, не требующие украшений, романтика конструктивизма, чистота пропорций – вот то, что искал Гауди в процессе работы нас колледжем терезианок. Яркость предыдущих строений наполнена прославлением материального мира, радостью детей земли, изобилием природы. Здесь, в этом колледже глаз сначала растеряется при виде белых стен интерьера, но сфокусируясь, разглядит скромную, но яркую индивидуальность. Глаз отдохнет от ярких красок и восхитится прекрасным образом, созданным вдали от излишеств жизни.
Готический конструктивизм – так можно назвать направление, созданное каталонцем в процессе работы над колледжем. Характер дома рождается  в игре параболических арок коридоров, формой своей повторяющих контур пламени свечи.

Колледж ордена Святой Терезы
Колледж ордена Святой Терезы   рис / фото 2

Строительство Колледжа Святой Терезы продолжалось 2 года (1888-1890). Но и после этого Гауди продолжает строить для католических служителей, возведя Дворец епископа в Астроге (Леоне) – 1889-1907 годы. Идеи, зародившиеся при создании Колледжа, развивались и утверждались в этом проекте. Дальнейшая трансформация готического стиля, та же аскеза в цветовой палитре (натуральные цвета необработанного камня из местных скалистых пород и гранита), строгость и неприступность, скромность в сочетании с внутренней мощью. На этом фоне читается яркий смелый силуэт. Несмотря на отсутствие ярких красок, здесь снова появляется ощущение сказочного замка. Ажурная резьба на крыше и балконе, торжественные острые шпили и притягивающий внимание вход в виде цилиндра, из которого как бы вырезаны три скошенные внутрь арки. Кроме того, разноцветные оконные витражи сдержанной палитры и небольшие декоративные керамические вставки украшают фасад. Каменная скульптура ангела, обращенная лицом к входу во дворец епископа, выполнена в том же материале, что и сам дворец.
В 1891-1892 годы Гауди построил Дом “Лос Ботинес” там же, в Леоне. Выполненный из тех же материалов, что и Дворец епископа, в том же духе, только немного сдержанней, Лос Ботинес как бы дополняет епископский дворец. Те же острые шпили на крыше, венчающие цилиндрические врезки по углам, похожие оконные проемы, та же цветовая гамма, даже проем входа скошен наподобие входов в епископский дворец. Есть здесь и скульптурная композиция из гранита. И сюжет вновь христианский. Скульптура, размещенная на входе, изображает Святого Георгия, убивающего дракона. Обратите внимание, с каким постоянством во всех своих проектах Гауди уделяет внимание символической защите входа в помещение. И как по-разному решает он эту задачу. То это дракон, охраняющий ворота парка, то – острые шипы, пронзающие сердца и усмиряющие их, то - живые заколдованные лианы, то – благословляющий входящих взгляд ангела, то – сокрушающее зло копье христианского святого.
В это время в Барселоне Гауди продолжает активно строить для Гуэля и других заказчиков. Кроме того, идет своим ходом строительство Собора Святого Семейства. Нарастающая религиозность автора проявляется в его творениях.

<< читать статью с начала или читать статью дальше >>

 
Метки текущей записи: ,
 
Статья прочитана 503 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
 
Страницы
Архивы
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами