Барселона Гауди: Дворец Гуэль – экстравагантность и благородство


 

Осмысление готического стиля.

Следующее строение, которое нам предстоит увидеть, находится на улице Ноу де ла Рамбла. Оно так же построено для Эузеби Гуэля между 1886 и 1888 годами – примерно в тот же промежуток, как и павильоны Гуэля.

Дворец Гуэль - творчество Антонио Гауди
Дворец Гуэль - творчество Антонио Гауди   рис / фото 1

В этом дворце хозяин устраивал культурные мероприятия для буржуазной элиты. Выставки, концерты, творческие вечера – дворцовые помещения идеально подходят для светских событий. Дорогие отделочные материалы и безупречный стиль идеально соответствуют назначению дворца.
Отточенные формы, четкие гармоничные пропорции, благородные материалы часто созвучны в интерьере стилю модерн. Такие элементы, как мраморные параболические арки, уносящие ввысь, добавляют звонкие готические нотки, а каминные трубы на крыше наполнены романтикой востока. Окружая конусообразную башенку с флюгером и купол центральной залы, они составляют бионическую скульптурную композицию на крыше, погружая зрителя в мир магии и фантазий.
Увенчания каминных труб этого замка великолепны! Когда люди забираются на крышу, зачастую их охватывает детское, необъяснимое наитие сказки. Ничем не подкрепленное – разве лишь дуновением ветра и шумом листвы - ощущение полета оживает в высоте. Обычно не функциональная, крыша привлекает людей своей таинственной необитаемостью. Это ощущение очень тонко уловил Антонио Гауди и подкрепил архитектурными элементами сложных природных форм. В дальнейшем он, так или иначе, будет развивать эту тенденцию.

Дворец Гуэль
Дворец Гуэль   рис / фото 2

Практически во всех его работах крыша будет организована, как  смотровая площадка, на которую можно подниматься по ступенькам, восходя к “домашнему” месту силы - для вдохновения и насыщения впечатлениями. Каминные трубы, украшающие дворец Гуэля, напоминают сказочные грибы, привлекая внимание детей и, наверное, добрых сказочных крылатых существ, так любящих проникать в дом через каминные трубы. Выложенные осколками керамической плитки, играя разнообразием цвета и форм, здесь они еще ближе к природе, сложнее и интересней. Мозаика из колотых ассиметричных кусков плитки становится более живой, цветовая палитра богаче и многоплановей. Отличаясь друг от друга формой, цветом, фактурой, каждая из каминных труб имеет свой стиль, но все вместе они гармонично представляют единую архитектурную композицию, дополненную оградой из кованого металла и рисунком кирпичной кладки самой крыши. Все дальше уходя от кубизма и ломаных линий, творчество Гауди разрушает традиционные стереотипы, внедряя в архитектурную форму бионические структуры. Стилизируя морфологические мотивы, Гауди трансформирует их в симметричные элементы каркаса и декора зданий.
Парадный вход во дворец снабжен коваными воротами. Ворота обильно украшены динамическими морфологическими деталями в духе барокко. Барочная сюрреальность, динамическая пластика – кажется, будто железные украшения двери пошли ходуном, они танцуют, движутся, подобно волнам и амебам; ветвистые детали на оконной решетке колышутся на ветру. Впечатление усиливает собирающийся взмыть в воздух орел, сидящий на съезжающем набок грибе. Динамика кованых деталей настолько не уравновешена, что угрожает спокойствию зрителя.

Антонио Гауди - Дворец Гуэль
Антонио Гауди - Дворец Гуэль   рис / фото 3

Создается впечатление, что движущиеся вьюны могут схватить незваного гостя, не желая пропускать его внутрь волшебного замка. Символически, они играют ту же роль, что химеры и горгульи на воротах готических храмов, охраняя входы от проникновения злых духов и нечисти. Решимся все-таки зайти.
Внутри дом, напротив, отличается гармонией и слаженностью форм, что на контрасте с полными хаоса воротами приносит четкое ощущение домашнего уюта. Интерьер Дворца Гуэль выполнен в благородных материалах. Мраморные лестницы, стены и колонны, мебель из красного дерева и кованого железа, потолки и своды, сверкающие золотом идеально раскрывают возможности модерна. Конструкция здесь является доминирующим аспектом, над которым работает архитектор. Эклектичное изобилие здесь присутствует лишь в “золотом потолке”. В целом строгий минимализм и откровенный конструктивизм подчеркивают богатство фактуры мрамора. Кованые декоративные элементы присутствуют в интерьере, но они подчинены общей форме. Изгибы кованых украшений повторяют плавные линии мраморных сочленений, все детали выполнены в едином модуле. Дизайн интерьера столь гармонично вплетается в общую структуру, что очевидно – всю мебель, лампы, ставни, орнаментальные украшения разрабатывал сам мастер.
Купол, символизирующий звездное небо, перекликается с символикой храмовой архитектуры восточно-европейской традиции. Здесь заложен символизм, истоки которого уходят корнями глубоко в архитектурную мифологию кочевых народов (подробнее об этом в статье “юрты и палатки Монголии”). Наиболее ярко эта традиция развилась в культовой архитектуре православных народов и куполах мусульманских мечетей. Сама концепция сферического свода неразрывно связана с символикой неба, но как удивительно образно Гауди раскрывает эту идею! В центре купола мастер проделал круглое отверстие, напоминающее полную луну, и симметрично окружил его маленькими отверстиями-звездами. Солнечный свет, проходя сквозь эти окошки, завершает у зрителя, находящегося внутри, иллюзию звездного неба. Своей магией образов, через струящийся оттуда свет, маэстро увлекает нас в сюрреальный мир, где мы забываем о том, какое сейчас время суток и днем погружаемся в обаяние ночи. Таким образом, Гауди начинает проявляться, как сакральный архитектор, способный обновить традиции религиозного зодчества, создать новый символический язык современных храмовых строений.
Мраморным параболическим аркам во внутреннем зале Гауди придал готический характер. Устремляясь ввысь, они создают строгое молитвенное настроение. Впечатлившись внутренним пространством этого зала, начинаешь ощущать, что ты находишься в церкви. Проектируя светские дома, Гауди вносит в них элементы, наполненные символикой, близкой духовной архитектуре. Его талант, призванный создавать величественные храмы, находит выражение в малых формах, которые чаще всего оплачиваются заказчиками. Но наметки, идеи, образы проявляются и там,  в жилых замках, раскрывая нам замысел архитектора, изначально посвященный передаче в камне божественной истины.
Подвалы-конюшни с массивными колоннами хранят атмосферу средневековья, тайны, безмолвия и силы. Открытая кирпичная кладка необъятных колонн подчеркивает ощущение брутальности и мощной энергетики несущих конструкций. Общая организация каркаса значительно облегчается по мере подъема. Тяжелые великанские ноги здания несут на себе более легкие детали, постепенно устремляясь ввысь за плавной линией тонких удлиненных арок. Такая организация пространства – основа готической архитектуры. При взгляде на такое здание, кажется, что оно поет низкими нотами под землей, звонко распеваясь ввысь, а игривыми легкими нефункциональными куполами импровизирует, достигая кульминации музыкального полета. Таким образом, Гауди переосмыслил принципы готической архитектуры, раскрывая возможности применения этого стиля в жилых помещениях.

< < читать статью с начала или читать статью дальше >>

 
Метки текущей записи: ,
 
Статья прочитана 463 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
 
Страницы
Архивы
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами