Барселона Гауди: Дом Висенс – праздник керамической плитки.


 

Развитие индивидуального стиля происходило от яркого смелого решения в стиле мудехар, отражающего веяние того времени – Каса Висенс – дом Мануэля Висенса и Монтанера. Позднее мы увидим, как излюбленный на начальном этапе творчества стиль мудехар будет уступать сильной индивидуальной линии зрелых работ Гауди. Однако Дом Висенс – первая значительная работа каталонца, выполненная в 1883 – 1888 годы - несет на себе значительный отпечаток эпохи, выражая дух времени в яркой и эксцентричной форме, обнаруживая в новом архитекторе талант, который обещает еще развернуться.

Дом Висенс Антонио Гауди
Дом Висенс  рис / фото 1

Отправимся на улицу Каролинес и увидим, как все начиналось.
Отталкиваясь от современных стереотипов, реализуя стиль мудехар, Гауди отдает дань своей эпохе. В этом здании прослеживается ранний интерес архитектора к традиционной архитектуре востока. Яркие контрастные цвета, небольшие декоративные минареты, венчающие крышу Дома Висенс, ломаные линии крыш, разноцветные резные окошки – все это напоминает нам  архитектуру мусульманского востока. Кроме того, Дом Висенс пронизан влиянием средневекового Запада. Стилизация общих пропорций Дома Висенс под каркасные фахверковые дома богатых средневековых горожан, облицовка крыши и окошек керамической мозаикой, напоминающей традиционные деревянные изразцы на избах сельских жителей Восточной Европы; великолепные образцы художественной ковки в стиле модерн с растительным сюжетом на балконах, оконных решетках, садовой ограде Дома Висенс; узкие стрельчатые оконные проемы, возвращающие нас в средние века, когда стекло было дорогим, и окна походили на узкую щель в стене, что защищало от непогоды, а в крепостях и башнях - еще и от нападения врагов – всевозможные элементы Дома Висенс ведут диалог с европейской традицией.

Дом Висенс
Дом Висенс рис / фото 2

Здание выполнено по заказу фабриканта керамической плитки - красноречиво свидетельствует о профессии хозяина облицовка керамической плиткой фасадов и интерьера. Дом Висенс – это безудержный праздник керамической плитки. Казалось бы – чистая случайность, что первое значительное произведение Антонио Гауди оказалось предназначенным для человека, занимающегося производством керамической плитки, и посему было обильно украшено керамикой. Но, возможно, из-за этой случайности Гауди так увлекся мозаикой из керамической плитки и возвел в дальнейшем облицовку зданий керамикой в ранг искусства. Такое современное направление в искусстве, как арт мозаика тесно связано ныне с творчеством великого каталонца.
Снаружи Дома Висенс кирпичные фасады покрывает керамическая плитка с шахматным орнаментом бело-зеленной цветовой гаммы с желтыми бутонами календулы. Изнутри - яркие цвета, растительные и животные сюжеты на стенах и потолке. Буйство красок и форм подчеркнуто строгими геометричными, но интенсивными по цвету витражами на окнах и дверях. Птицы, цветы, вьющиеся стебли, нарисованные рукой Гауди на внутренних стенах, гипсовая лепнина, формирующая растительный рельеф на потолке и стенах, пальмовые листья из кованого железа, ваза в форме спелой тыквы на длинных железных ножках – все говорит об изначальном увлечении Гауди природой, которая реализуется пока в декоративных деталях и дизайне интерьера. Морфологическая страсть Гауди пока мало влияет на общую конструкцию здания. Однако при внимательном рассмотрении уже здесь можно заметить желание каталонца органично вписать здание в живую подвижную структуру природы. В поисках законов архитектурной бионики, Молодой Гауди стремится к неправильности архитектурных форм – он обогащает пространство, искривляя прямоугольники и квадраты дверей и окон, стен и потолков. Пока это происходит в основном за счет изломов и дополнительных сочленений, придающих, зачастую, интерьеру вид модели оригами. В первых работах принципы, по которым архитектор пытается выразить природную стихию в камне, напоминают законы, по которым мастер оригами в объеме бумажных складок лепит искусственные цветы и птиц. Обусловленный прямыми линиями, плоскостями, сочетая острые и тупые углы, мастер не может создать пластичное ощущение природной красоты и бионической гармонии. Но на грани между стремлением к многообразию и плоскостными рамками рождается кубизм. Вовсе не являясь основоположником кубизма, предвосхитив это течение на четверть века, Гауди развивает идеи кубизма в архитектуре, где этот стиль кажется наиболее уместным.

< < читать статью с начала или читать статью дальше >>

 
Метки текущей записи: ,
 
Статья прочитана 454 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
 
Страницы
Архивы
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами